Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Внутреннее убранство > Иконостасы Сампсониевского собора

Иконостасы Сампсониевского собора

Схема первой Сампсониевской церквиВ каждой православной церкви сразу же обращает на себя внимание высокая стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Это иконостас - наиболее известное явление Восточно-христианского мира, итог творческих устремлений многих поколений иконописцев, резчиков, народных умельцев, своеобразный символ национальной культуры, воплощающий саму идею Русского Православного храма.

Победа под Полтавой 27 июня 1709 года над шведскими войсками Карла XII стала переломным моментом Северной войны. В память об этом Петр I повелел заложить на Выборгской стороне Санкт-Петербурга церковь во имя Сампсона Странноприимца, поминовение которого приходится на день славной виктории.

Иконостас придела Архистратига Михаила. 1909 г.Иконостас придела Иоанна Богослова. 1909 г.Первая деревянная Сампсониевская церковь была небольшой, бревенчатой и довольно низкой. Ее двускатную крышу с небольшим куполом венчал шпиц с шаром и крестом. Храм был освящен в 1710 г. В то время иконостаса в нем еще не было - только храмовые иконы, престол и церковная утварь.

Спустя год после освящения рядом с храмом было открыто первое городское православное и иноверческое кладбище. Появилась необходимость проводить ежедневно несколько служб и треб, для этого в Сампсониевской церкви были построены новые приделы и иконостасы: северный - во имя Иоанна Богослова (освящен в 1721 г.) и южный - во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных (освящен в 1725 г.).

Можно предположить, что название одного из приделов было связано с близким для царя Петра Алексеевича человеком - старшим братом Иоанном Алексеевичем, который умер 24 января 1696 г. Царь глубоко переживал его смерть и, возможно, пожелал увековечить память о брате в этом храме.

Западный фасад Сампсониевского собора. Чертеж из альбома А.П.Аплаксина. 1909 г.

Архистратиг Михаил, предводитель Небесного Воинства, подчеркивал значение Сампсониевского собора как памятника воинской славы.

К 1728 г. церковь изрядно обветшала, и от Святейшего Синода было получено разрешение на постройку каменного храма. С 1728 по 1733 гг. была сооружена его западная часть и в ней размещены два придела, куда, по мнению епархиального архитектора А.П.Аплаксина, реставрировавшего собор в 1908 - 1909 гг., перенесли иконостасы из старого храма. Южный придел был освящен 9 сентября 1733 г., северный - 26 сентября этого же года.

В 1990-х годах высказывались предположения, что иконостас во имя Архистратига Михаила мог быть выполнен (или переделан) в 1770-х гг., а иконостас во имя Иоанна Богослова - в 1730-х - начале 1740-х гг. Основанием для этого послужил южный иконостас, в котором прослеживаются черты классицизма.

Настенная роспись: Петр I объявляет о победе под ПолтавойНо любая переделка, а тем более замена освященных иконостасов, не могла производиться без особого разрешения Синода. В архивах об этом сведений не имеется. Более того, 19 из 22 икон в приделе Архистратига Михаила относятся к первой половине XVIII в. На лицевой стороне иконы Евангелиста Иоанна надпись: "1720 года… писал Андрей Квашнинъ".

В иконе "Богоматерь с младенцем" Божия Матерь изображается с короной. В католическом вероисповедании коронование Богоматери - особый праздник, которого нет в Русской Православной Церкви. В России эта иконография получила распространение в середине XVIII в., как бы узаконив тем самым коронования на российском престоле императриц (что было определенным отступлением от закона о престолонаследии). Этот образ был заменен во время ремонта 1763 г., который проводил купец Лапшин-Грязновский. Он же заказал неизвестному художнику настенную роспись "Петр I объявляет о победе под Полтавой", на которой император изображен молодым. Возможно, что иконой коронованной Богоматери и молодым Петром Алексеевичем купец Лапшин-Грязновский хотел угодить только что взошедшей на престол императрице Екатерине II.

Главный иконостас после реставрации 1909 г.Вряд ли можно согласиться с доводом, что черты классицизма (ионические колонны) позволяют отнести иконостас Сампсониевского храма к более позднему периоду. Этот стиль был уже известен в Москве в конце XVI - начале XVII вв.: Лефортовский дворец (1697 - 1707), Меншиковский дворец (1707), храм Ивана Воина (1709 - 1717). Обычно в те времена ионические и дорические колонны украшали дома и дворцы военачальников. Возможно, иконостасы Сампсониевского храма проектировал неизвестный зодчий из Московской Оружейной палаты, поскольку иконы для него писали изографы Оружейной палаты - Квашнин, Баженов, Поспелов.

Северный придел.  Иконостас Иоанна Богослова

Иконостас Иоанна БогословаИконостас северного придела деревянный, окрашенный, с золоченой резьбой, шириной 6,3 м, высотой - 7,4 м. Его стиль можно определить как рококо.

Семнадцать живописных икон написаны темперой по дереву. Две из них вынесены на северную стену, что подтверждает предположение А.П. Аплаксина о переносе в новую церковь старого иконостаса. Иконы местного ряда заключены в прямоугольные рамы. Рамы праздничного яруса имеют фигурные завершения в виде полукружий, раковин, стеблей и листьев аканта, с парными головками Херувимов в центре. Такое же оформление у деисусного и пророческого ярусов.

Царские врата поднимаются на высоту первых двух ярусов. Их створки с характерным для стилей барокко и рококо полуциркульным вырезом украшает резной орнамент из цветов, листьев и побегов аканта. Шесть икон Царских врат утрачены. В просвете выреза, образованного створками Царских врат и аркой над ними, размещаются золоченые резные лучи с Евангелием и крестом.

В этом иконостасе - только одна боковая дверь с изображением архидиакона Стефана.
На восточной стене алтаря - роспись Бог Отец в виде старца в облаках.

Южный придел. Иконостас Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Иконостас Архистратига МихаилаИконостас южного придела деревянный, окрашенный, с накладной резьбой и позолотой. Шириной 6,3 м, высотой 7,4 м.

Двадцать две иконы написаны темперой по дереву. Иконостас вписан в полуциркульный свод. По горизонтали он расчленен двумя антаблементами, по вертикали - каннелированными пилястрами с композитными капителями, чередующимися с рамами икон.
Центральную часть иконостаса занимают Царские врата с резными позолоченными рамами для шести клейм (1720-е годы): "Благовещения" и четырех Евангелистов. В просвете полуциркульной арки - резные лучи с чашей в центре.

На северной и южной дверях иконостаса - образы Архангелов Гавриила и Михаила.

Иконы нижнего яруса, так же, как "средник" третьего яруса - в прямоугольных рамах. Рамы второго, третьего и четвертого ярусов - прямоугольные с закруглениями. В четвертом ярусе "средник" овальный.

На восточной стене алтаря - роспись: Бог Отец в виде старца "на тверди".

Главный иконостас

Главный иконостасГлавный иконостас занимает всю восточную стену храма, его ширина - 13,6 м, высота (в средней части) - 11,2 м.

Это о нем А.П. Аплаксин с восхищением писал, что скромному собору выпала высокая честь быть хранилищем одного из величайших произведений искусства. Архитектурная ценность этого иконостаса сравнима с известными произведениями русского зодчества: иконостасами Успенского собора в Москве, новгородского собора св. Софии и собора Псковского Детинца.

Созданный в 1737 - 1739 гг. главный иконостас Сампсониевского собора можно отнести к эпохе, когда самобытное русское искусство начало подражать европейскому, по сути своей, оставаясь русским. Аплаксин причисляет его к лучшим произведениям пышного стиля Людовика XV, но перенесенного на русскую почву.

Скульптура главного иконостасаЗолоченая скульптура иконостаса вырезана из липы. Сам пятиярусный иконостас изготовлен из сосны. Первый и второй - местный и праздничный, третий и четвёртый - апостольский и пророческий, пятый - крестных страданий.

Расположение икон соответствует церковному канону.

Иконопись исполнена талантливым мастером Алексеем Поспеловым, одним из представителей московской Оружейной палаты. Гладкая поверхность фона иконостаса, окрашенного в тёмно-зеленый цвет под уральский змеевик, в сочетании с золоченой резьбой дает великолепный колористический эффект.

Два нижних яруса, в которых, кроме Царских врат, находятся 10 икон, объединены композитным ордером с двенадцатью колоннами (по числу апостолов).

Центральная часть иконостаса на уровне всех пяти ярусов выделена сильными выносами раскрепованных карнизов.

Царские Врата главного иконостасаКреповка карнизов второго яруса решена в виде балдахина над Царскими вратами. Балдахин завершается подобием купола, образованного поддерживающими корону четырьмя волютами. По обе стороны от купола - два Ангела с атрибутами Голгофы - копьем и губкой. Они являются центром композиции, которая аллегорически подготавливает к страданиям Господа. В третьем ярусе слева Ангелы несут лестницу и гвозди для Распятия, справа - молоток, гвозди и инструменты. Завершается композиция Ангелами, устанавливающими крест.

Распятие. Икона главного иконостасаКомпозиционное решение центральной части главного иконостаса необычно для Православной Церкви. Канонически страдания Иисуса Христа должны быть представлены только в иконах пятого яруса.

Всего на иконостасе размещаются 56 золоченых скульптур и 42 золоченые резные рамы (киоты) для икон, каждая из которых имеет свой неповторимый орнамент и является самостоятельным произведением искусства.

Обилие золоченых скульптур и киотов придают иконостасу особую красоту и пышность, но в какой-то мере затеняет иконографическое содержание (некоторые скульптуры частично перекрывают иконы).

Резные Царские врата с шестью иконными рамами отличаются удивительным богатством и разнообразием орнамента: раковины, побеги и листья аканта, пальмовые ветви, цветы, картуши, головки Херувимов. Над ними - резное "облако" с сияющими лучами и головками Херувимов. Под балдахином, в центре второго яруса, - икона "Тайная вечеря".

Сень надпрестольная главного алтаря после реставрации 1909 г.Престол главного алтаря после реставрации 1909 г.Престол и сень главного алтаря исследователи относили к 1730-м гг., подчеркивая при этом, что "подобного престола в России больше нет".

До настоящего времени точно не установлено, кто был автором проекта главного иконостаса. Некоторые исследователи, ссылаясь на черты развитого барокко и определенное сходство с манерой резьбы иконостаса церкви в петергофском Большом дворце, считают, что им был Ф.Б. Растрелли. Этого же мнения придерживался А.П. Аплаксин, правда, уточняя в своем отчете, что "имя автора неизвестно, он мог быть русским, но воспитанным в Европе, храня русскую мысль, он выразил ее "французскими словами", он мог быть европейцем, прожившим в России и воспринявшим русскую душу…".

Возможно еще одно предположение об авторстве главного иконостаса.

Тайная вечеря. Икона главного иконостасаПо своему стилю он похож на иконостасы, выполненные Иваном Петровичем Зарудным в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, церкви Меншиковского дворца на о. Котлин и Преображенского храма в Ревеле (Таллине). О последнем И.Э. Грабарь писал: "в построении таллинского иконостаса он (Зарудный - П.З.) исходил из тех сплошных декоративных композиций, которые, будучи завезены из католической Польши на Украину, шли вразрез с традициями православных иконостасов Руси". Подобные элементы, присущие католической церкви, - обилие круглой скульптуры, скульптурная символика крестных страданий Иисуса Христа на третьем ярусе - имеются на главном иконостасе Сампсониевского собора, а И.П. Зарудный был любителем декоративных скульптурных украшений.

И.П.Зарудный. Иконостас Преображенской церкви в РевелеОчевидно, что сам архитектор не мог проектировать иконостас Сампсониевского собора, поскольку он создавался спустя девять лет после его смерти. Но вместе с Зарудным в Петербурге, Ревеле, на о. Котлин трудились иконописцы и резчики Московской Оружейной палаты, которые позже могли принимать участие в возведении Сампсониевского храма.

Староста Сампсониевского собора богатый купец Иван Лапшин мог нанять этих мастеров для создания главного иконостаса. И.Э.Грабарь приводит примеры, когда мастера-резчики самостоятельно создавали иконостасы храмов, используя барочные архитектурно-орнаментальные мотивы, и даже называет некоторых из них по фамилиям.

Вполне вероятно, что мастера, работавшие вместе с Зарудным, использовали его принципы и формы при создании главного иконостаса на Сампсонии.

Приостановка гражданского строительства в Петербурге периода царствования Анны Иоанновны, замена в 1735 году городских архитекторов (Еропкина сменил Земцов), проблемы после пожара в 1736 году - все это могло позволить Лапшину нанять резчиков для главного иконостаса Сампсониевского храма самостоятельно, без утверждения Канцелярией от строений.

Деталь скульптурного убранства Преображенской церкви в Ревеле. 1719 г.Видимо, таким положением дел и можно объяснить отсутствие архивных данных об авторстве главного иконостаса.

Кем бы ни был действительный автор главного иконостаса храма Сампсона Странноприимца, в петровскую эпоху он пользовался авторитетом или поддержкой августейших особ. Даже указы Синода не помешали ему обильно украсить иконостас скульптурой, которая была запрещена Русской Православной Церковью и даже принудительно снималась со старинных иконостасов.

Подготовлено П.М.Званцевым

(Полностью материал об истории возникновения высокого православного иконостаса, о его ярусах и иконостасах Сампсониевского собора будет опубликован отдельным изданием.)